Наш президент и «Наша новая школа» (По проекту Новая российская школа)
Публикация в сетевом журнале Бориса Старцева, журналиста, постоянного автора Школьного портала
НАШ ПРЕЗИДЕНТ И НАША НОВАЯ ШКОЛА
Источник: Школьный Портал
Эх, не зря все-таки Дмитрий Анатольевич Медведев в бытность первым вице-премьером курировал приоритетный национальный проект «Образование». Только что я посмотрел по телику его выступление в Большом Кремлевском дворце с Посланием Федеральному собранию, нашел полный текст на официальном сайте Кремля. И захотелось изложить свои первые впечатления в блоге еще до того, как всякие великие умы и собратья по журналистскому цеху начнут пересказывать, комментировать и интерпретировать…
Впечатление № 1.
Про образование сказано ОЧЕНЬ много. Владимир Путин в бытность президентом в своих посланиях всегда говорил об образовании — когда больше, когда меньше, но у меня почему-то всегда возникало ощущение, что «маловато будет». К тому же Дмитрий Медведев сконцентрировал свое внимание ИМЕННО НА ШКОЛЕ, и это можно назвать «точечным попаданием». Были, впрочем, и другие «цели» — например, достаточно сказано о подготовке управленцев в связи с необходимостью формирования кадрового резерва («президентская тысяча»), но этот вопрос мы пока оставим за рамками Школьного портала.
Впечатление № 2.
Применительно к образованию президент почти не произнес банальностей, хотя в выступлениях подобного жанра без них ну никак не обойтись. Приятно, что банальностей удалось избежать, говоря о важности и объемам государственного финансирования образования. В абзаце, где речь идет о необходимости достижения лидирующих позиций в различных сферах, включая науку и образование, есть очень важный пассаж: «На такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит — даже в непростые финансовые периоды». Не упоминая самого термина «государственно-частное партнерство», президент имеет в виду именно его.
Впечатление № 3.
Очень порадовал системный подход к реформированию образования. Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», назвал пять ее составляющих (передаю суть, как я понял, двумя-тремя словами):
— новые стандарты
— поддержка талантов
— стимулы для учителей
— нет ветхим школам!
— здоровье детей.
Впечатление № 4.
Разработчики новых стандартов школьного образования главной целью этих самых стандартов считают «формирование российской идентичности как условие укрепления российской государственности». При переводе с научного языка это звучит примерно так: школа должна воспитать гражданина, и тогда Россия будет сильной! Как выяснилось, не зря работали академики и членкоры под руководством Александра Михайловича Кондакова! Именно тезис о важности воспитания ГРАЖДАН РОССИИ Дмитрий Медведев развивает в том разделе своего послания, где речь идет отнюдь не о школе. Здесь позволю себе процитировать из текста послания:
«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».
Впечатление № 5.
Приятно, что президент еще раз подтвердил свое намерение объявить 2010 год в России Годом учителя.
Пожалуй, Дмитрий Медведев должен был произнести это послание ровно месяц назад, когда учительское сообщество отмечало свой профессиональный праздник. Пришлось бы очень к месту! Но и сейчас, между ноябрьскими неведомо какими праздниками, оно тоже воспринимается неплохо.
Ей-богу, не обидно за державу, когда президенту страны есть что сказать об образовании! |
|