Все проекты развития на портале
ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВА
Школа будущего
(По проекту Новая российская школа)

Публикация в «Российской газете»


ШКОЛА БУДУЩЕГО


Источник: «Российская газета» (17 февраля 2009 года)

Минобрнауки в первом квартале 2009 года должно подготовить пакет документов для реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Один из пунктов стратегии — новый облик школ, которые в самое ближайшее время должны превратиться из допотопных строений во дворцы, построенные по последнему слову архитектуры.

Школа в 22 томах

Сегодня из всех российских регионов позволить себе строительство современных школ может, пожалуй, только Москва. За последние годы в городе появилось больше десятка новых школ. Самым урожайным был 2004 год, когда было построено сразу пять образовательных учреждений. Все, заметим, по индивидуальным проектам, которые разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП).

Свою первую школу сотрудник МНИИТЭПа заслуженный архитектор России Кирилл Каптерев построил еще в 1963 году в Сомали. Это была школа-интернат для детей Могадишо. При проектировании пришлось учитывать массу нюансов: не только жаркий климат, но, скажем, и пассаты с муссонами, которые дуют там по полгода, а значит, нужно было предусмотреть особое расположение тех же окон.

 В России нет ни пассатов, ни муссонов, а требований к строительству школ — в сотни раз больше. Для согласования одного объекта нужно собрать 22 тома бумаг! Только для того чтобы начать проектирование, надо подписать 32 разрешительных документа. На что уходит год, а иногда и больше. Плюс строительство — еще три или четыре года. Это при хорошем раскладе.

— Я сторонник индивидуальных проектов. Для больших городов — это самый лучший вариант. Вот, к примеру, школа в Куркино, — показывает фотографии и эскизы Кирилл Владимирович. — Четырехэтажная, с бассейном, соляной пещерой и спортзалом, который может работать автономно. В актовом зале есть балкон и гримерки. А вот школа в Лианозово. Внутренний дворик с амфитеатром, подсветкой в виде уличных фонарей и стеклянным куполом…

Честное слово, не школа — дворец. На мой взгляд, даже слишком просторный, пустовато в коридорах и гигантских холлах.

— Все рассчитано верно. По последним нормативам школьные площади увеличились на 70—80 процентов, — поясняет Каптерев.

Места много — денег нет
Ох уж эти нормативы. Прежние, с советских времен, устарели. А новые разработаны только для Москвы с учетом возможностей мегаполиса. На каждого ученика в кабинете полагается 2,5 квадратного метра плюс еще метры для учителя. В классе, по правилам, должно быть 25 учеников. В целом получается, что кабинеты меньше 60 квадратов строить нельзя. В коридоре на каждого ученика должно приходиться 2 кв. метра площади. Если в школе учатся 550 человек — две параллели, то площадь коридоров должна зашкаливать за тысячу метров.

Два часа в день в кабинеты должны попадать солнечные лучи. Даже если школа стоит в районе многоэтажной плотной застройки. Оптимальная форма для классов — квадрат с дополнительным освещением сзади. Лестничные клетки в школах должны открываться наружу без ключа — такой замок называется «антипаника»: выйти можно, войти — нет.

Выше четырех этажей школу строить нельзя. Желательно, чтобы она была трехэтажной. Толщина стен с отделкой — около 36—38 сантиметров.

Спортзал предписывается размещать только на первом этаже, чтобы можно было использовать как отдельный объект. К школьному стадиону полагаются трибуны, к двору — озеленение. Процент определен.

Архитекторам нелегко. В спальных районах столицы еще можно найти большие площади для строительства, в тесном центре — уже нет. Да и нормативы по инсоляции выдерживать все труднее — растет этажность домов.

Можно бы и глубинке взять московские нормы, но там другая беда — места и света много, а денег на строительство дворцов нет. Такое затратное строительство местным властям просто не осилить. Хорошая современная школа на 500—700 учеников стоит сейчас от 300 до 600 миллионов рублей.

Небольшую сумму, впрочем, можно сэкономить на типовом проектировании. Что-то от 15 до 20 миллионов рублей с каждого объекта.

Эксклюзив в экономварианте
 В Институте общественных зданий на самом видном месте висит копия президентского поручения правительству. Слова «в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства» жирно подчеркнуты фломастером.

— Мы бы рады, но никакого конкретного задания пока не получали, — рассказывает заместитель руководителя проектной мастерской института Михаил Леонтьев. — В последние годы слова «типовой проект» считаются чуть ли не ругательными. Всем подавай «эксклюзив». На типовое строительство взъелись. А как без него? И начинать надо с разработки нормативов для регионов.

Он уверен: если серьезно браться за модернизацию школ, то срочно нужны типовые проекты — на триста, пятьсот, тысячу учеников или больше. Специально рассчитанные на районы Крайнего Севера, для Дальнего Востока, для юга России. То есть совершенно разных климатических зон, а стало быть, и требований к строительству и материалам.

 В нынешней ситуации не до жиру. Во-первых, денег мало. Во-вторых, строить надо очень быстро, ведь в России немало школ, которые вот-вот обрушатся на головы учеников. В Якутии, к примеру, таких 139. Износ 50 школ — сто процентов! Их надо немедленно сносить. Многие директора школ и не мечтают о зимних садах и гримерках для учебного театра. По их мнению, достаточно добротных строений с современной системой отопления, столовыми, спортзалом и компьютерным классом.

— Проекты поселковых школ могут быть с помещениями для интерната, если нет возможности развезти учеников по дальним деревням, дополнительными кабинетами для занятий музыкой, спортом, — уточняет заместитель директора института по науке Анатолий Гарнец. — Как правило, музыкальные, спортивные школы находятся в городах. А тут все можно совместить.

Институт общественных зданий спроектировал несколько современных школ для Подмосковья. К примеру, школа в Бронницах напоминает сказочный терем с башенками. Здание из двух зон — учебной и клубно-спортивной. Между ними — вестибюль, с помощью которого можно изолировать одну зону от другой. Летом школа может работать как спортивный клуб, кафе, в актовом зале удобно проводить киносеансы и выступления артистов.

 В Гжели — похожий проект, но в здании удалось еще и разместить производственные мастерские, где идут занятия по росписи и обжигу. Столовая оборудована по последнему слову техники, есть цех для горячей выпечки. Скажем так, эти подмосковные школы — тоже не экономвариант. Но и не «премиум-класс», как в столице.

Под одной крышей
Главному инженеру проекта Леониду Федорову из Центрального института типового проектирования и градостроительства им. Косицкого тоже довелось строить современные школы и образовательные центры. Институт выполнял заказы частных коттеджных поселков. В частности, в Одинцовском районе Подмосковья. Инвестор сразу предупредил: условие одно — максимум удобств на минимуме земли.

Архитектор института Наталья Сусленкова проект сделала по-современному: совместила детский сад на 25 мест и начальную школу на 40. Здание получилось двухэтажным, с большими просторными комнатами, условно разделенными на игровые, учебные и спальные зоны. Танцевальный зал, изостудия, актовый зал с гримерками, чемоданные и прачечные… От бассейна заказчики отказались — они у всех есть дома. И побоялись плоских крыш, решили, что будут протекать. «А ведь на крыше можно устроить прогулочную зону», — предлагал им Леонид Федоров. Но до таких современных подходов даже продвинутая буржуазия еще не доросла.

На вопрос, сколько стоит строительство, Леонид Федоров ответил так:

— Стоит столько же, сколько хороший коттедж на Рублевке.

Как и Михаил Леонтьев, он считает, что без типового проектирования не обойтись, и предлагает свой вариант: модульные конструкции. Допустим, построили детский сад или школу, а через пять лет стало тесно — достроили сверху еще один модуль.

Одним словом, у архитекторов идеи и предложения есть. Они готовы начать работу. Хотя и сомневаются, что в нынешних условиях у России хватит денег на то, чтобы модернизировать все школы. По мнению одного из руководителей МНИИТЭПа, на это потребуется никак не меньше 20—30 лет. Но вот сделать первый шаг — приблизить существующие нормативы к реальным возможностям регионов — можно быстро и без больших денежных затрат. Тем более что в Институте общественных зданий пока остались специалисты, которые могли бы выполнить квалифицированно эту работу.

Наверное, надо собрать вместе архитекторов, санитарных врачей, пожарных, представителей местных властей, чиновников минобрнауки и обсудить: как сегодня, учитывая непростую экономическую ситуацию, строить школы и какие образовательные учреждения нужны тому или иному региону. Понять, кто сможет осилить индивидуальные проекты, а кого устроят и типовые. Подсчитать, сколько средств могут выделить на строительство региональные бюджеты, а сколько может доплатить центр.

Даже частный бизнес готов поучаствовать. И вроде бы все чиновники «за». Но, к сожалению, о самом главном — о финансировании разработки нормативов и проектировочных работ — пока ничего не слышно. А без этого современных школ России не видать.

Автор: Ирина Ивойлова

Все проекты развития на портале
ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВА
Разработка сайта — T-Web
Дизайн сайта — Soliday.ru
© 2005—2013
Официальный сайт «ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ»
Связаться info@d-razvitija.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика